Церковь и государство
22 апреля 2019 г.
Игра Порошенко и игра Константинополя
17 ДЕКАБРЯ 2018, АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

ТАСС

Создание Православной церкви Украины (ПЦУ) примечательно в двух контекстах. Во-первых, оно проходит в рамках подготовки к президентским выборам, намеченным на 31 марта 2019 года. И главный герой здесь — не новоизбранный митрополит Епифаний, не его наставник Филарет (ныне почетный патриарх в церкви без патриарха), а именно Порошенко. Он заседает в президиуме собора, он же выступает на площади с обширной политической речью, по времени значительно превосходящей выступление Епифания. Его же в первую очередь благодарит стоящий рядом 39-летний предстоятель ПЦУ, который еще не совсем освоился в роли публичного церковного лидера.

Для Порошенко автокефалия важна как составляющая его успехов. Ассоциация с ЕС, ратифицировавшаяся европейцами долго и трудно (из-за референдума в Нидерландах, поставившего под угрозу судьбу всего проекта), но в конце концов вступившая в силу. Безвизовый режим, значимый для социально активных украинцев, выходивших на Майдан. И теперь церковь, учрежденная не самовольно, без епископов (как в 1920-1921 годах), и не церковным лидером, оказавшимся почти в полной изоляции среди собственных архиереев (как это было с Филаретом в 1990-е годы), а с санкции Вселенского патриархата — того самого, откуда Русь получила свою церковь. Правда, уже давно нет имперской православной Византии и Константинополь стал Стамбулом — но «первенства чести» никто не отменял.

А больше ничего существенного нет. Реформы идут вязко, коррупция остается высокой, ВВП растет, но медленно, экономического чуда не видно, тарифы повышаются, Донецк и Луганск вернуть не удалось и непонятно, как это сделать в сколько-нибудь обозримом будущем. Крым не только на Западе, но и в самой Украине молчаливо выведен за скобки при обсуждении любых сценариев развития событий.

Поэтому для Порошенко важен был результат — любой ценой. Наверное, ему хотелось, чтобы предстоятелем ПЦУ стал хорошо знакомый по Виннице канонический митрополит Симеон. Чтобы в новой церкви было меньше влияния 89-летнего, но все еще вполне дееспособного и ценящего власть Филарета. Чтобы в ней было побольше архиереев из Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ; пока только двое, причем один, митрополит Александр, епархией не управлял). Главное — символическая картинка. Собор в Святой Софии, митинг на улице, где рядом стоят и свезенные из разных регионов бюджетники, и реальные сторонники автокефалии, ждавшие ее четверть века.

А после выборов — разумеется, в случае победы — можно попробовать что-то переиграть. Например, убедить перейти в ПЦУ больше архиереев УПЦ, часть из которых сейчас выжидает, оглядываясь и на власть, и на собственную паству, наиболее активная часть которой продолжает рассматривать ПЦУ как раскольников и не желает рвать с Москвой. Для этих людей УПЦ — это последняя связь с некогда существовавшей страной, которая называлась то российской империей, то СССР, где есть общие святые и святыни, можно служить на привычном церковнославянском языке и не слышать из уст проповедников политические речи о текущем моменте. При этом УПЦ в 2014 году покинули переехавшие в Россию наиболее активные сторонники Москвы, а сама церковь демонстрирует лояльность украинскому государству. Но такой лояльности — без разрыва с Москвой — оказалось недостаточно. Однако, как известно, действие рождает противодействие.

Не случайно в день собора создалась напряженная ситуация вокруг кафедрального храма в Виннице, где служит митрополит Симеон. На всякий случай сторонники митрополита, перешедшего в ПЦУ, приняли меры для того, чтобы храм не заняли приверженцы УПЦ — но, похоже, что противостояние в епархии только начинается. По украинскому законодательству принять решение о принадлежности к той или иной юрисдикции может приход, что создает возможность для внутренней борьбы между различными группами верующих.

EPA/TASS

Но есть и второй контекст, существенно выходящий за рамки украинской политики, как текущей, так и долгосрочной. Фактически речь идет о распространении эстонского прецедента — две конкурирующие (Московская и Константинопольская) юрисдикции в одной стране — на государство с преобладающим православным населением. В разгар эстонского конфликта Москва и Константинополь разорвали общение на несколько месяцев — сейчас речь идет о куда более долговременном разрыве. Причем специфика подхода Константинополя заключается не только в стремлении закрепить и усилить свое первенство в православном мире: обратим внимание на то, что украинская автокефалия предоставлена в несколько урезанном виде, с правом любого наказанного Синодом ПЦУ епископа обращаться в Константинополь с апелляцией по своему делу. Это не отменяет факта предоставления автокефалии, но в очередной раз демонстрирует уровень амбиций Вселенского патриархата.

Специфика проявляется еще в двух аспектах. Во-первых, в большем либерализме Константинополя, который только что разрешил (при некоторых условиях) священникам вступать в брак второй раз, что неприемлемо для подчеркивающей свой консерватизм Русской церкви. И в целом константинопольский богословский дискурс отличается куда большей восприимчивостью к реформам, чем российский (видимо, из-за отсутствия травмы обновленчества, когда под флагом проведения реформ власть в церкви пытались захватить люди, прямо связанные с большевиками). Во-вторых, в Константинополе существует предубеждение против «русского православия» в любом его виде — поэтому ликвидируется русская архиепископия в Западной Европе, а национально ориентированная украинская церковь митрополита Епифания вряд ли станет комфортным убежищем для либеральной части православных, которым неуютно в церкви под руководством патриарха Кирилла.

В Константинополе, насколько можно судить, не хотят вникать в особенности мятущейся русской души, которую тянет то вовне на Запад, то обратно к родным березкам (как недавно приход во Флоренции). Для него важен украинский плацдарм, который сохраняет актуальность в случае любого исхода президентских выборов — нынешний лидер электорального рейтинга Юлия Тимошенко уже поддержала ПЦУ. И это большая игра вдолгую, не на одно поколение — и в ней может быть еще немало неожиданных и драматичных эпизодов.

Автор — первый вице-президент Центра политических технологий

Фото: 1. Украина. Киев. Президент Украины Петр Порошенко, епископ новой Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Епифаний, председатель Верховной рады Украины Андрей Парубий (слева направо) во время "объединительного" собора на Софийской площади. Собор инициирован президентом Украины Петром Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем. Цель собора - создание на Украине новой поместной православной церкви - структуры, которая формально будет иметь статус автокефальной, но возглавлять ее фактически будет Константинопольский патриарх. Петр Сивков/ТАСС

2. The Unification Council of the Ukrainian Orthodox Church in Kiev. MIKHAIL PALINCHAK / POOL / EPA\TASS


 












  • Александр Верховский: Эта борьба нужна для того, чтобы поддерживать представление о Церкви и государстве, которые выступают тут в паре, как о главных источниках того, что правильно, а что неправильно.

  • МК: Протоиерей Смирнов назвал влюбленность очень опасным состоянием, с которым надо бороться с помощью поста и молитвы. Он также посоветовал пораженным этим «недугом» обращаться за помощью...

  • Анна: В последнее время одна из духовных скреп, именуемая православной церковью, очень сильно беспокоится о собственном влиянии на общество...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Проблемы реализации свободы совести в России в 2018 году
15 МАРТА 2019 // ОЛЬГА СИБИРЕВА
Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации. Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. Задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.
РПЦ против влюбленности
15 ФЕВРАЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
День святого Валентина — это праздник больных. Так считает протоиерей Димитрий Смирнов, который возглавляет Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Димитрий Николаевич рассказал радиостанции «Говорит Москва», что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признала влюбленность заболеванием. В Женеве, где находится штаб-квартира ВОЗ, об этом ничего не знают, но протоиерея Смирнова такие пустяки не смущают, и он уже от имени ВОЗ заявляет: «Если празднуют День всех влюбленных, тогда надо праздновать День больных туберкулезом, День больных гепатитом А, В, С».
Прямая речь
15 ФЕВРАЛЯ 2019
Александр Верховский: Эта борьба нужна для того, чтобы поддерживать представление о Церкви и государстве, которые выступают тут в паре, как о главных источниках того, что правильно, а что неправильно.
В СМИ
15 ФЕВРАЛЯ 2019
МК: Протоиерей Смирнов назвал влюбленность очень опасным состоянием, с которым надо бороться с помощью поста и молитвы. Он также посоветовал пораженным этим «недугом» обращаться за помощью...
В блогах
15 ФЕВРАЛЯ 2019
Анна: В последнее время одна из духовных скреп, именуемая православной церковью, очень сильно беспокоится о собственном влиянии на общество...
Деннис Кристенсен, оглашение приговора
11 ФЕВРАЛЯ 2019 // ЕЛЕНА САННИКОВА
Я хочу рассказать о своей поездке в город Орел на оглашение приговора Деннису Оле Кристенсену. Гражданин Дании, полюбивший Россию и поселившийся в российской глубинке, уже провел около полутора лет за решеткой исключительно за свою веру. Могла ли хоть кого-то оставить равнодушным весть о том, что прокурор запросил для него шесть с половиной лет заключения?
Политическое богословие: между правами человека и божественным оправданием
14 ЯНВАРЯ 2019 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
Изданный Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея (ББИ) сборник «Политическое богословие» под редакцией ректора ББИ Алексея Бодрова и сотрудника института Михаила Толстолуженко базируется на материалах конференции, которую институт организовал в Белграде осенью 2015 года совместно с сербской Экуменической гуманитарной организацией. Конференция на тему: «Политическое богословие: богословское осмысление современной политики» вызвала большой интерес специалистов, богословов и религиоведов. Едва ли не половина материалов сборника — избранные доклады с конференции, дополненные статьями ведущих мыслителей современности, которые работали и продолжают работать в этой области...
Добивающий томос
9 ЯНВАРЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
В первых числах нового 2019 года завершился процесс, начатый еще в 1991 году, сразу после обретения Украиной независимости. 6.01.2019 Украинская православная церковь получила от Вселенского патриархата томос об автокефалии. Несмотря на снижение роли религии в общественной жизни, это событие исторического масштаба, способное существенно повлиять как на обстановку внутри всемирного православия, так и на ситуацию в Украине и России. То, что произошло, уже получило наименование «раскол православия», некоторые, наиболее впечатлительные иерархи РПЦ уже сравнили предоставление независимости украинскому православию с великой схизмой 1054 года...
Прямая речь
9 ЯНВАРЯ 2019
Светлана Солодовник: ...говорить о каких-то действительно острых проблемах современности всегда чревато, можно попасть впросак, а Антихрист – верное дело, он никогда не подведёт. 
В СМИ
9 ЯНВАРЯ 2019
Коммерсант: Отсутствие реакции Запада на вмешательство властей Украины в дела церкви говорит о том, что создание новой Православной церкви Украины является политическим заказом, заявил патриарх Кирилл